Моя публикация в газете "Тихоокеанская звезда" за 10 августа 2002 года.
Хабаровский художник и педагог Александр Семенович Сошин - охотник за писательскими автографами. Такое вот увлечение у этого своеобразного коллекционера. Он пришел в редакцию с объемистым пакетом и рассказал нам следующее.

Давнее моё увлечение – автографы писателей. В моей библиотеке собрались стопки книг с автографами хабаровских авторов. Подписать книгу у них мне, хабаровчанину, проблемы не составляло. А вот получить автографы столичных писателей было затруднительно. К нам на Дальний Восток приезжали они нечасто, а я выбирался в Москву еще реже. Поэтому писал письма. Многие писатели откликались на мои послания, присылали письма, фотографии и даже книги.
Обратиться к дружеским шаржам меня надоумил в 1984 году В.Н. Александровский, руководивший в то время Хабаровской писательской организацией. К ее юбилею правление решило выпустить специальную газету, на развороте которой должны были поместить дружеские шаржи на дальневосточных писателей. В. Александровский предложил мне взяться за эту работу. Я с удовольствием согласился. Представилась прекрасная возможность на страницах газеты собрать автографы хабаровских писателей. Тогда я сделал кое-какие эскизы, наброски. (К сожалению, сейчас из тех рисунков почти ничего не сохранилось.) Принес все это показать Виктору Николаевичу и от него узнаю, что первый секретарь крайкома КПСС А.К. Черный запретил выпуск такой газеты. Без распоряжения «руководящей и направляющей силы общества» в то время сделать что-либо было невозможно. Тогда же Александровский подарил мне свою книгу и сделал на ней надпись: «Дорогой Саша! Больших тебе сатирических успехов! В. Александровский. V-84». Таким было начало...
Хочу предложить вниманию читателей газеты несколько своих рисунков, сделанных в 80-е годы и позже. Тогда я поступал следующим образом: делал два одинаковых рисунка, посылал их писателю, один дарил, а другой – просил выслать мне обратно с автографом. К сожалению; некоторых писателей, моих «героев», уже нет среди нас, но свои портреты они видели и ничего не имели против такого изображения.
Ю. НАГИБИН. В 1986 году в газете «Советская культура» Юрий Нагибин опубликовал очерк «О Москве с надеждой и любовью». В виде отклика на это выступление я сделал дружеский шарж.
Юрий Маркович ответил следующим образом: «Уважаемый Александр Семенович! Благодарю за дружеский шарж, в котором, несомненно, ухвачено сходство. Вид у меня довольно мерзкий, но, очевидно, таков я и есть - неча, как говорится, на зеркало пенять... Желаю Вам успехов в новом 88 году, искренне Ваш Ю. Нагибин. 28. XII. 87 г.»
С. БАРУЗДИН. Изобразил я Сергея Баруздина, редактора «Дружбы народов», с эмблемой этого журнала. На шарже, который адресовал писателю, сделал следующую надпись: «Уважаемый Сергей Алексеевич, набрало это дерево силу, выросло до миллиона с лишним экземпляров. В этом, несомненно, и Ваша заслуга. Поздравляю. С уважением, А. Сошин». В ответ Сергей Алексеевич написал мне: «Уважаемый Александр Семенович! Большое спасибо Вам за доброе письмо и дружеский шарж! Что касается миллионного тиража нашей «ДН», то, увы, при наших порядках мы ничего не имеем от этого, кроме морального удовлетворения. Давая ежегодно государству 12 миллионов чистой прибыли, мы нищие и живем сейчас материально хуже, чем в самые дремучие застойные времена. Вот Вам и перестройка! Всех-всех благ Вам! Искренне Ваш Сергей Баруздин. 15 ноября 1989 г.»
В. ЛАКШИН.. В знак своей признательности В. Лакшину за его «Булгакиаду» и выход в журнале «Знамя» (заместителем редактора которого Владимира Яковлевич тогда являлся) «Собачьего сердца», я нарисовал этот шарж. Под своим изображением Владимир Яковлевич написал: «На добрую память автору шаржа. В. Лакшин».
А в письме было: «Спасибо Вам, уважаемый Александр Семенович, за интересное письмо, за добрые слова о журнале «Знамя», о моих скромных трудах. О мере точности и выразительности шаржа судить не мне, но, так или иначе, я признателен Вам за это изображение как свидетельство внимания и сочувствия. С уважением, В. Лакшин».

Ю. БОНДАРЕВ. В конце сентября - начале октября 1987 года во Владивостоке проводилось выездное заседание секретариата правления Союза писателей РСФСР. В то же время прошли Дни российской литературы на Дальнем Востоке. Возглавлял это мероприятие Ю. Бондарев. Из Владивостока писатели разъехались по разным городам. Я ожидал, что большинство из них, с Ю. Бондаревым в том числе, посетят Хабаровск. Но к нам Юрий Васильевич не приехал, из Владивостока он сразу отправился в Москву. Что ж, опять прибегаю к помощи почты. Делаю рисунки и посылаю письмо Ю. Бондареву. Я высказал сожаление, что писатель не смог побывать в нашем городе.
Юрий Васильевич ответил: «На примечательном хабаровском утесе побывать, к сожалению, мне не удалось потому, что приехал я в ваш край не вполне здоровым - после тяжелейшего гриппа. Дай Бог, в другой раз побываю и на уникальном утесе. Всех вам благ и удач. Ю. Бондарев». А шарж он подписал так: «Александру Семеновичу Сошину - его же рисунок на добрую памятью. Ю. Бондарев. 28.1.88 г.».
В. АСТАФЬЕВ. В.П. Астафьеву я тоже написал по поводу. В 1987 году в «Литературной газете» была напечатана его статья «Да пребудет вечно...». Своей прямотой и искренностью она произвела на меня большое впечатление. В той публикации Виктор Петрович говорит о стремлении некоторых отставных генералов свысока указывать писателю, что надо писать, а что нет, мол, «солдат, так и пиши о солдатах!». Рисунок Виктор Петрович подписал просто: «В. Астафьев, октябрь 1988 г. Красноярск».
А. СОЛЖЕНИЦЫН. Летом 1994 года Хабаровск встречал Александра Солженицына. Я не мог упустить такого случая, заранее сделал два шаржа и рано утром 2 июня был на вокзале. Один рисунок подписал так: «Александр Исаевич, хочется верить, что Ваше возвращение поможет возрождению России». Тогда многим действительно казалось, что с приездом Солженицына что-то в нашей жизни изменится. Но, увы... Итак, рисунок, пробившись к писателю, я вручил, а на просьбу подписать второй Александр Исаевич ответил, что у него принцип: не подписывать ничего, кроме своих книг, поэтому он распишется, но с обратной стороны шаржа, и роспись его будет сокращенной.
Вечером того же дня в театре музкомедии состоялась встреча писателя с творческой интеллигенцией. На эту встречу я пришел уже с книгой. Дождался, когда писатель, его семья и еще какие-то люди подъехали к зданию театра, только вышли из микроавтобуса - я был уже рядом.
На титульном листе своей книги писатель сделал надпись, указав полностью мою фамилию, имя и отчество. Сказал, что отчество - это отличие русского человека от любого другого, и надо относиться к этому, как к достоянию, а не подражать Западу, игнорируя свое отчество.

Сайт управляется системой uCoz